ВАЖНО! Вот что придумал Порошенко и что будет с Донбассом

Продление действия закона об особом статусе для Донбасса встретило сопротивление «партии войны» и выделено в отдельный законопроект. На голосовании за него настаивает Запад, так как он оставляет хотя бы теоретический шанс на политическое урегулирование конфликта.

Об этом пишет издание Страна

Президент Петр Порошенко наконец-то внес в Верховную Раду два законопроекта, касающиеся Донбасса. Народные депутаты говорят, что их рассмотрение запланировано уже на четверг, 5 октября. Содержание этих документов проанализировала «Страна».

Деление на два

Прогноз собеседников «Страны» в депутатском корпусе оправдался: вместо одного проекта закона на тему конфликта на Донбассе Администрация президента АП) подготовила два. Один — № 7163 «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях» объясняет ситуацию в регионе с новых позиций, дает обоснование военной операции и определяет порядок руководства ею и подконтрольными районами.

Совсем короткий другой – №7164 «О создании необходимых условий для мирного урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» совсем короткий. Он продлевает на год закон об особом статусе местного самоуправления Донбасса, действие которого заканчивается 18 октября, и говорит о создании условий для разворачивания в так называемых отдельных районах Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО) миротворческой миссии ООН.

Шанс на политическое урегулирование

Закон о спецстатусе был принят вместе с законом амнистии членов незаконных вооруженных формирований, еще 16 сентября 2014 года. Тогда за него агитировал сам президент Порошенко, а обеспечивал голосование тогдашний спикер Турчинов.

Мы уже подробно разбирали этот закон, большинство положений которого сейчас воспринимаются как тезисы с брифинга спикера МИД РФ Марии Захаровой (право «отдельных районов» на русский язык, на особые связи с Россией, на назначение прокуроров, судей и формирование своей «народной милиции и прочее).

Впрочем, в силу он так и не вступил — это должно было произойти после местных выборов на сепаратистских территориях по украинским законам. Но пока он хотя бы формально действовал, сохранялся шанс реализовать его положения как только эти выборы были бы проведены.

Однако с 18 октября 2017 года это стало бы невозможно даже теоретически — срок действия закона в сей день истекал. И тут забил тревогу Запад. Еще с конца лета Банковой стали настойчиво напоминать, что действие документа нужно было бы продлить. Шла речь об этом и на встречах Порошенко с руководством США во время его последнего визита.

Для чего нужно Западу продлевать жизнь и так не работающего закона? Просто чтоб не давать формального повода России обвинить Киев в окончательном срыве мирного процесса? Либо же у США и ЕС есть понимание того, что в ближайший год политический процесс на Донбассе (выборы, особый статус, амнистия) все-таки будет запущен, а потому закон 2014 года ни в коем случае нельзя хоронить? Это пока точно сказать сложно.

Но условная «партия войны» в Украине, которая выступает категорически против выполнения политической части Минских соглашений, сразу почуяла неладное. Сначала «Самопомощь» (публично), а зтаем и «Народный фронт» (не публично) дали понять, что для них норма о продлении действия закона категорически неприемлема.

Именно поэтому, видимо, и появилось два закона. Банковая таким образом решила собрать голоса за первый (большой) закон от «Народного фронта» и других «партий войны». При этом, за второй (маленький) попытаться собрать голоса у фракций условной «партии мира» (помимо БПП).

И если с первой задачей справиться не составить труда, то над второй придется немного поколдовать.
Но все по порядку.

Нюансы оккупации

Что следует выделить в законопроекте о государственной политике в отношении неподконтрольных территорий:

— Признается факт агрессии России на Донбассе. В документе говорится, что «Российская федерация инициировала, организовала и поддерживала террористическую деятельность в Украине, осуществляла вооруженную агрессию против Украины и временную оккупацию частей ее территории, применяя регулярные соединения и подразделения вооруженных сил и других воинских формирований Российской Федерации» в результате чего в ОРДЛО была установлена «оккупационная власть» , которая осуществляется ее армией и различными воинскими формированиями, ее государственными органами и самопровозглашенными органами (признаваемые оккупационной администрацией Российской Федерации). Слово «война», к слову, не упоминается ни разу. Слово «агрессия» и его производные встречаются в тексте закона 42 раза. Впрочем, эта норма революционной не является. Россия и так уже обозначена постановлением Рады как «страна-агрессором». Если такой же статус она получит и по закону, то принципиально это мало что поменяет. Кроме разве что некоторых нюансов в отстаивании позиции Украины в международных судах;

— ОРДЛО признаются временно оккупированными;

— На их территории проводится не просто Антитеррористическая операция (АТО), а, согласно этому же закону, меры по обеспечению национальной безопасности и обороны, сдерживанию и отпору российской вооруженной агрессии;

— Создается Объединенный оперативный штаб Вооруженных сил Украины (ВСУ), который берет на себя руководство силами и средствами ВСУ и других воинских формирований, а также подразделений МВД. Последний пункт ключевой, так как фактически устанавливает контроль единого центра, подчиненного президенту над всеми вооруженными частями в зоне конфликта. В том числе и Нацгвардией и Нацполицией, которые входят в структуру МВД, с главой которого у Порошенко сейчас, как известно, очень напряженные отношения;

— Подчеркнуто непризнание так называемого «внешнего управления» на предприятиях, которое названо фактической экспроприацией, документов и регистрационных знаков на автомашины в ДНР и ЛНР;

— В переходных положениях говорится, что ситуация Крыма выведена за рамки законопроекта, но с подтверждением неотъемлемого суверенного права Украины на полуостров;

— Важнейшая статья №7. В ней говорится, что руководство страны в процессе восстановления территориальной целостности будет опираться на комплекс Минских соглашений (документы, подписанные в 2014 и 2015 годах), обращая внимание, прежде всего, на обеспечение критерия безопасности. И это первая ссылка в законодательстве Украины на договоренности.

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.